ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма целевых курсов "Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологий" разработана для трёхэтапного процесса обучения в условиях ИПК и ПРР и СО (института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования) продолжительностью в 120 часов (продолжительность каждого этапа - 40 часов, одна учебная неделя) и опробована в Минске http://www.trizminsk.org/n/350079.htm Программа ориентирована на аудиторию слушателей, не имеющих системных представлений по ОТСМ-ТРИЗ и опыта использования инструментария этих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Интерес к использованию инновационных технологий в образовании вообще, и в дошкольной практике в частности, постоянно растет. Соответственно встаёт потребность в курсовой переподготовке педагогов, что в свою очередь предусматривает решение целого ряда проблем: от организационных до методических. Цель данной работы - оказать практическую помощь методистам организаторам курсовой переподготовки учреждений последипломного педагогического образования. Особенности программы:Основное содержание курса представлено тремя блоками:
В процессе реализации программы материал обоих блоков может рассматриваться отдельно или же переплетаться в зависимости от образовательных задач лектора. В обоих блоках сделаны ссылки на работы и методические рекомендации, опубликованные на сайте. Курс предусматривает проведение занятий со слушателями в различных формах: лекционных, лабораторно-практических (в аудитории), практических (в дошкольном учреждении). Методическое обеспечение к программе разработано таким образом, чтобы читатель имел возможность свободно ориентироваться в материалах, опубликованных на нашем сайте. Его содержание может быть использовано самими педагогами-практиками для организации самообразования. Первый этап "Авторские методики" предполагает введение слушателей в проблему необходимости поиска новых подходов к реализации целей и задач современного образования, а также знакомство с уже созданными авторскими методиками обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ. Эти методики были созданы авторами в ходе решения образовательных задач средствами ОТСМ-ТРИЗ. Результат: слушатели овладевают умением использовать готовые комплексные методики развития речи, мышления и воображения в работе с детьми дошкольного возраста. Второй этап "Творческие задачи" направлен на освоение базовых технологий обучения детей решению творческих задач разного типа: исследовательских, изобретательских, прогнозных. На этом этапе основное внимание уделяется моделям, в работе с которыми у детей формируются предпосылки сильного мышления, необходимые для формирования готовности работать с проблемами. Результат: слушатели овладевают умением выявлять проблему, вычленять задачу, решать её средствами ОТСМ-ТРИЗ, самостоятельно синтезировать творческие задачи для работы с дошкольниками, обучать этим умениям детей. Третий этап "Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада, системно работающей по ТРИЗ-технологии" предполагает практическую отработку полученных на предыдущих этапах умений; использование освоенных моделей для самостоятельного проектирования развивающих тренингов, создания мини-методик для решения конкретных (сформулированных слушателями) дидактических задач и реализации базисной программы, по которой осуществляется работа в дошкольном учреждении. Результат: слушатели овладевают умением самостоятельно проектировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, интегрируя реализацию задач базисной программы с формированием у детей сильного мышления. Следует отметить, что данный вариант программы - лишь один из возможных. Он может быть изменён с учётом конкретной ситуации конкретного образовательного института. В дальнейшем программа может быть обновлена и заменена новой версией. Если не удается организовать трёхэтапное обучение на основе данной программы, с этим же методическим обеспечением возможно построение более кратких курсов. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕАвторские методики, разработанные на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
Основные модели ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и методические рекомендации по обучению дошкольников решению творческих задачИстория курса ТРИЗ-РТВ в педагогической практике. Современные разработки в области ОТСМ-ТРИЗ-педагогики. Базовые модели ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Виды задач в работе с детьми дошкольного возраста. Алгоритмы сужения поля поиска в решении задач с недостатком данных. Игры и тренинги на классификацию объектов материального мира. Адаптированный вариант АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) в работе с дошкольниками. Методы решения прогнозных задач. Проектирование педагогического процесса на основе
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦЕЛЕВЫХ КУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИЙ"
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПервый этап "Авторские методики"ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МЕТОДИК К ТЕХНОЛОГИЯМОбразование как процесс и результат обучения и воспитанияПроблема цели в педагогике. Цели реальные и идеальные. Идея гармонического развития личности как идеал воспитания. Формирование способности выживания в изменяющемся мире как реальная цель. История становления практики решения проблемМетод проб и ошибок (МПиО)Первый и самый распространённый способ решения проблем. Заключается в попытке подбора типовых решений, т.е. решений, которые были закреплены в прошлом опыте. Относительно удовлетворяет до тех пор, пока проблем немного или эти проблемы носят сходный характер. Методы активизации перебора вариантов (МАПВ)Модификации метода проб и ошибок (мозговой штурм, морфологический анализ, метод каталога, синектика и др.) Активно развиваются в первой половине ХХ века (20-30-е годы) в связи с научно-техническим прогрессом. Позволяют за относительно короткое время получить множество вариантов решения проблемы, но не дают ориентиров для анализа полученных вариантов и выбора оптимального решения для конкретной ситуации. Технологии работы с проблемой (Т)Появление технологий в производственной сфере как способа получения гарантированного результата. Первые технологии строятся на анализе результатов применения типовых решений в типовых ситуациях. ТРИЗ появляется на основе анализа патентного фонда изобретений, выявления сильных решений (разрешающих противоречие) и лежащих в их основе закономерностей развития систем. Ориентация на решение сложных нетиповых проблем обуславливает разработку методов развития управляемого воображения и борьбы с психологической инерцией (методов РТВ). Краткая справка о ТРИЗ[Работы, на которые сделаны ссылки в данном разделе, рекомендуются методисту как информационный фонд по проблеме.]http://www.trizminsk.org/intr.htm Определение понятий:
Понятие педагогической проблемы. Пути становления практики решения педагогических проблем(Презентацию, иллюстрирующую данных материал, можно скачать здесь)
Различие понятий "программа", "методика", "технология"Программа - документ, содержащий перечень целей и задач, которые необходимо решить, а также содержание знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать у обучающихся. Методика - совокупность методов, приёмов, средств, позволяющих осуществлять воспитательно-образовательный процесс. Технология - совокупность методов, приёмов, средств передачи социального опыта, обеспечивающая управляемость образовательным процессом и гарантированность результата. Признаки педагогической технологии
При выборе технологии обучения необходимо определиться со своими собственными целями. Виды образовательных моделейУчебно-дисциплинарная (авторитарная) модельВозникла в Древней Греции. В догмат возведена Яном Амосом Коменским в XVII веке. Предпосылки возникновения
Некоторые противоречия, разрешаемые модельюПротиворечие 1:
Решение:
Противоречие 2:
Решение:
Признаки модели
На протяжении всей истории общественной системы образования эта модель была самой распространённой. Высший уровень авторитарной модели - обучающая технология, в которой сохраняются вышеперечисленные признаки. Например, технология обучения письму и чтению по Кубикам Зайцева, технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой и др. Личностно-ориентированные моделиВозникают в эпоху Просвещения. Пример - убеждения и воспитательная система И. Г. Песталоцци. Предпосылки возникновения
Поддерживающая модельПедагогика ненавязывания. Пример - народная педагогика. Противоречие, разрешаемое модельюРебёнок должен научиться самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях для полноценной социализации в будущем, но он не может этому научиться в условиях авторитарной модели, где цели и решения заранее "программируются" учителем. Решение: свобода ребёнка в процессе социализации минимально ограничивается, ребенок сам выбирает, чему учиться, взрослый поддерживает его выбор и помогает в обучении (такой вариант возможно реализовать именно в условиях немассовой модели). Признаки модели
Манипулятивная модельПримеры - система М. Монтессори, Е.Шулешко, "Первый шаг", "ТРИЗ-педагогика". Противоречие, разрешаемое модельюРебёнок должен иметь полную свободу и поддержку его интересов, чтобы научиться самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, ориентируясь на личный опыт. И в то же время не должен иметь абсолютной свободы, а должен учиться в специально организованных условиях, как этого требуют традиции массового образования, где цели и содержание образования регламентируются едиными программами, определенными требованиями общества. Решение: при сохранении традиций организации массового обучения ребёнку предлагается ограниченное педагогом право выбора. Признаки модели
Во всех случаях, если речь идёт о массовой системе образования, большинство моделей развиваются в ситуации наличия следующих противоречий:
Критерии выбора моделей
Виды образовательных стандартов
Мобильность и изменчивость современного мира. Цели, задачи, содержание ОТСМ-ТРИЗ-педагогикиНеобходимость подготовки личности к жизни в динамично изменяющемся мире. Потребность системы образования в технологиях обучения работе с проблемами. (Мурашковска И., Хоменко Н. Третье тысячелетие: образование и педагогика http://www.trizminsk.org/e/2350002_2.htm) Развивающее и проблемное обучение.ОТСМ-ТРИЗ-технология как система, формирующая навыки работы с проблемами в любой области знаний. Цели, задачи, содержание ТРИЗ-педагогики http://www.trizminsk.org/e/260018.htm (Для методиста, ведущего обучение см.дополнительно А.А.Нестеренко. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. http://www.trizminsk.org/r/tt/990304.htm, И. Н. Мурашковска. Камо грядеши, ТРИЗ-педагогика? http://www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm Вариативность задач, решаемых с помощью ТРИЗ-технологии в педагогической деятельности
Грамотно решённая педагогическая проблема удовлетворяет потребности обоих направлений.
Для проведения данного тренинга преподаватель должен владеть технологией решения творческих задач.
Цели ТРИЗ-педагогики - воспитание Творческой Личности, способной жить в гармонии с окружающим миром: изменчивым и мобильным.
Человек должен уметь решать широкий спектр задач, которые ставит перед ним жизнь. Как правило, большинство этих задач - открытого характера. Они не имеют контрольных готовых решений. Человек должен уметь увидеть проблему, сформулировать задачу, решить её с максимальной выгодой для себя и окружающего мира.
Дошкольный возраст - период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира.
Цель обучения дошкольников - формирование способов познания и преобразования объектов окружающей действительности на основе чувственного познания (каналов восприятия). В основе обучения - сенсорное воспитание.
Создание творческого продукта в дошкольном возрасте базируется на процессах познания и преобразования объектов через оперирование многообразием их свойств (признаков).
В основе сильного мышления лежат основные мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации, систематизации, конкретизации, абстрагирования.
ОТСМ-ТРИЗ-технология позволяет сформировать их в системе.
(Статьи, рекомендованные методисту: Хоменко Н.Н. Фрагменты универсального модульного пособия по ОТСМ-ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/215103.htm, Нестеренко А.А. К вопросу о получении типовых решений http://www.trizminsk.org/e/prs/232041.htm).
Человек мыслит моделями. Одна из основных аксиом ОТСМ-ТРИЗ - аксиома модели.
Модель элемента - то описание, которое в данный момент мы делаем.
Всякое описание правильно лишь отчасти. Создавая модель, мы выделяем только некоторые признаки объекта. Те, которые мы считаем важными по тем или иным причинам. Эти причины обусловлены конкретными обстоятельствами: нашим опытом или причинами, по которым возникла задача.
Модель строится для практического использования. Не бывает моделей плохих и хороших, бывает некорректное их использование. Если она помогает решить задачу или достичь нужного результата, то модель хороша. Если нет, то её надо менять.
Можно попытаться создать идеальную модель. Но это практически невозможно, потому что человеческое знание всегда имеет границы.
Элемент - частичка окружающего мира. Искусственно выделенная его составляющая. Элемент никогда не бывает сам по себе. Он всегда в какой-то иерархии. Являясь частью мира, он в то же время является целым по отношению к другим элементам.
Для дошкольника основными элементами окружающего мира являются материальные объекты - то, что воспринимается всеми каналами восприятия.
У каждого объекта (элемента) есть признаки, которые в каждой конкретной ситуации приобретают конкретное значение.
Признак - любая характеристика объекта. Всё, что помогает его хоть как-то описать: свойства, структура, функция, местонахождение…
Способность вычленять сенсорные признаки и определять их значения формируется в раннем возрасте.
Содержание сенсорного воспитания в детском саду http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm#01
Всё творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений.
МАПВ позволяют быстро и на увлекательном материале отработать с детьми базовую модель ОТСМ: элемент - признак - значение признака. Кроме того, что отрабатывается эта модель, раскрепощается детское воображение, снимаются (в старшем возрасте) уже сформированные стереотипы. Существующая методика применения этих методов позволяет на выходе получить продуктивный результат: новый образ, сказку или другой продукт творческой деятельности.
МАПВ - эффективная модификация метода проб и ошибок. При технологичном подходе МАПВ становятся методами работы по формированию управляемого воображения.
МА как разновидность метода проб и ошибок. Классическая морфотаблица.
Недостатки МА как инструмента решения задач.
1-я младшая группа - усвоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, материал.
По "Волшебной дорожке" (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т.е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.
В конце игры объект собирает все значения признака (все цвета), и дети придумывают, как его изобразить (разноцветный кубик, солнышко выбранной формы и т.д.)
2-я младшая группа - сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и преобразование объекта путём изменения значений признаков, подведение к пониманию противоположностей.
К методике для первой младшей группы добавляется новое творческое задание: на обратном пути герой попадает на границу между клетками "волшебной дорожки". Дети ищут способы сочетания противоположных значений признака. Например: зайчик прыгнул и попал между жёлтым и синим цветом. Каким он стал? Как раскрасился?
Следует побуждать искать разные варианты: не только смешение двух красок, но и разноцветные части (лапки жёлтые, ушки синие), и орнаменты (в клетку, полоску) и т.д.
Средняя группа - анализ признаков объектов и их значений с помощью сенсорного обследования (целенаправленное подключение анализаторов), реальное и фантастическое преобразование объектов с помощью изменения значений признаков, подведение к принятию сочетания противоположностей.
Возможна модель из двух "дорожек".
"Дорожка анализаторов"
"Дорожка времени": сезоны, части суток, дни недели.
"Волшебники" - знакомые типовые приёмы фантазирования. По дорожке гуляют два героя, которые подвергаются противоположному по значению "волшебству" одновременно - одного увеличили, а другого уменьшили и наоборот. Какие при этом возникают проблемы?
Аналогично организуется тренинг по любому признаку.
Старшая группа - конструирование образа на основе классической морфологической таблицы.
Значение МА в дошкольной практике - метод, формирующий аналитико-синтетическую деятельность ребёнка по определённым показателям:
Кольца Луллия как разновидность метода морфологического анализа в дошкольной дидактикеОписание пособияПособие состоит из 2-3 картонных дисков, подвижно соединённых на центральной оси, а также накладного сектора по диаметру самого большого диска.
Технология построения тренинговКольца Луллия по сути своей это тот же морфанализ. Но практика показывает, что у детей это пособие вызывает больший интерес, чем игры с "дорожками". На основе пособия "Круги Луллия" строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств. Для игры необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков) из тех, которые попадут "под стрелочку". В зависимости от задания объяснить это сочетание. Варианты сочетаний
Вариативность обозначений позволяет строить тренинги на основе "Колец Луллия" в любой области знаний. Метод фокальных объектов (МФО) http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0106Классическая форма метода, его непродуктивность как инструмента решения проблем. МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления. Особенности использования в разных возрастных группах:
Метод аналогий (синектика) http://www.trizminsk.org/r/4119.htmОбщая характеристика основных видов аналогий
Технология применения некоторых методов активизации перебора вариантов в работе с дошкольниками[С разрешения авторов приводится по изданию Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников./ Учебное пособие, Ульяновск, 2003]Преамбула: практически все применяемые в работе с дошкольниками МАПВ служат инструментами освоения базовой модели ОТСМ - "Элемент-Признак-Значение Признака". Морфологический анализЦель метода
Технология проведения тренинга
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты
Метод фокальных объектовЦель метода
Технология построения тренинга
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результаты
ЭмпатияЦель методаУчить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Технология проведения тренинга
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Ожидаемые результатыУмение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта. Методы целенаправленного управления воображениемТиповые приёмы фантазирования http://www.trizminsk.org/d/ves04.zipКлассическая фантограмма (http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0105) Понятие типовых приёмов фантазирования. Фантограмма для детей дошкольного возраста. Использование ТПФ в разных возрастных группах
"Другая точка зрения"Приём "Точка зрения" как разновидность личностной аналогии (эмпатии). Приём "Точка зрения" как инструмент рефлексии. Значение навыка принятия другой точки зрения для решения задач. АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВЛЕНИЯ СРАВНЕНИЙ, ЗАГАДОК, МЕТАФОР, РИФМОВОКЗадачи обучения детей синтезу малых литературных форм
Модели построения описаний и сравненийОписание: Объект - какой? Сравнение:
Сравнение осуществляется по различным признакам (свойствам): по сенсорным характеристикам, по действию, по месту нахождения, по функции. Тренинг по составлению описаний и сравнений по каждой модели. Составление сравнений с использованием приёма "Точка зрения" (как об этом сказал бы тот или иной герой?) Сравнения в условиях ограничения каналов восприятия (сравнение помогает построить только слух, только зрение, только обоняние). Модели составления загадок(Авторская технология А.А. Нестеренко "Страна загадок" http://trizminsk.org/e/23105.htm) Младшая группа - составление загадки на основе простого описания.
Способ организации - фронтальный. После проговаривания загадки воспитателем дети хором её повторяют. Пример:
Загадка: Серый, хвостатый, пищит, в норке живёт. Кто это? Средняя группа - используется только модель №1.
Старшая группа - все нижеприведённые модели.
Опоры для сочинения загадокОпора 1
Пример:
Опора 2
Пример:
Опора 3
Пример:
Опора 4:
Пример:
Опора 5
Пример:
Примечание: В старшем возрасте после сочинения загадки детям задаются вопросы:
Готовые сравнения оцениваются на степень удачности.
Тренинг по составлению загадок по каждой из опор Модели составления метафор(Авторская технология Т. А. Сидорчук "Пьём по утрам остаток чёрной ночи" http://trizminsk.org/e/260012.htm) Понятие метафоры. Модели построения метафорОбъект - какой - что такое же - объект №2+место первого объекта.
Объект - какой (существительное)+место первого объекта.
Объект - какой (существительное) +объект №2(что такое же).
Работа по обучению детей составлению метафор возможна с 6-ти лет. С детьми младшего возраста (4,5-5 лет) обсуждается лексическое значение метафорических высказываний в сказках. Модели сочинения рифмованных текстов юмористического содержания (лимериков)Дошкольный возраст - сенситивный период для обучения рифмованию. У детей интуитивная чувствительность к рифмовке и потребность в юморе. Лимерик - пятистрочное стихотворение, содержание которого лишено формальной логики. Исторически лимерики появились в английской народной поэзии. Классик жанра лимериков - Эдвард Лир. Жанр лимерика не является самоцелью. Дети могу сочинять небылицы и смысловые четверостишья, в зависимости от поставленной задачи. Опоры для сочинения лимериков
Система творческих заданий по обучению детей рифмовкам в разных возрастных группахМладшая группаИгра "Складушки-ладушки" (40 пар рифмованных картинок). Ребёнок должен подобрать пары картинок с рифмующимися названиями: баран - банан, печка - свечка, кошка - матрёшка и т.д. Игра "Лови Складушку". Проводится аналогично, но устно, без картинок, с мячом. Педагог бросает мяч ребёнку и задаёт слово, а ребёнок - придумывает рифму и бросает мяч в обратном направлении. Освоение модели:
"Жило-было что-то, и было оно что-то". Средняя группаОсвоение четырёхстрочных моделей №1, 2 и 3 (т.е. без утверждения) Дополнительные упражнения в рифмовках: Игра "Лови Складушку". Игра "Рифмы"
Старшая группаОсвоение всех моделей в полном виде. Дополнительные упражнения в рифмовках: Игра "Дразнилка".
Пример:
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ(методика И.Н.Мурашковска "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm, адаптивная методика обучения составлению творческих рассказов по картине Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецовой http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm) Рассматривание сюжетных картин как одно из средств развития системного мышления и образной содержательной речи детей дошкольного возраста. Специфика сюжетных картин, специально предназначенных для использования в детском саду:
Серии картин для детского сада:
Методика И.Н.Мурашковска "Картинка без запинки", и система тренингов, созданных на основе этой методики (Т.А.Сидорчук, А.В. Кузнецова) как подход, позволяет помочь детям понять содержание картинки, и способствует формированию системного восприятия мира, упражнению в выведении причинно-следственных связей между природными объектами и явлениями, формированию навыков составления творческих рассказов. Тренинговый подход в работе с картинкой в условиях дошкольного учреждения.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СМЫСЛА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ(методика И.Н.Мурашковска "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm, технология анализа сюжетного смысла сказок Т.А.Сидорчук и Н.Н.Хоменко http://www.trizminsk.org/e/23209.htm) Анализ смысла литературных произведений как одно из самых сложных направлений работы с детьми дошкольного возраста в традиционной методике. Анализ традиционных подходов к выявлению смысла литературных произведений. Методика И.Н. Мурашковска "Сказка, отворись" http://trizminsk.org/e/23207.htm Этапы работы с литературным текстом:
Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да - Нет" http://trizminsk.org/e/23209.htm Примерная схема работы с литературным текстом[Практическая разработка системы тренингов и упражнений на практике апробирована воспитателем Литвинчук Т.А. (ДОУ № 519 г. Минска). См. Т. Литвинчук, А. Корзун "Игры со сказкой как метод мотивации детей дошкольного возраста в работе над системным анализом сюжета" http://www.trizminsk.org/e/2350003_3.htm]Чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Приём "Раскадровка"Детям читается или рассказывается новая сказка. Затем предлагается нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события. Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщённого восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные. Первые раскадровки делает сам воспитатель. Констатация событий по схемеПеречисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий. Называние каждого кадра предложениемВ отличие от констатации событий по схеме, здесь нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде. Для закрепления знания последовательности сюжетных событий можно разрезать раскадровку на отдельные кадры и предложить детям разложить их в правильной последовательности. Описание каждого кадра с достаточной степенью подробностиАвтор методики делает обычно это сразу после чтения сказки, но нам кажется, что с дошкольниками это лучше делать после раскадровки, учитывая наглядный характер детского мышления. Каждый кадрик рассматривается достаточно детально. Хорошую помощь здесь оказывает подключение на уровне воображения всех каналов восприятия (вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, ощущаю руками, запах и т.д.). Дети рассказывают, как выглядит герой, что можно увидеть или услышать в лесу, где происходят события и т.д. это освобождает детское воображение, помогает "домыслить" то, о чём в тексте не сказано. Дополнительные тренинги (Игры с кадрами)
Пример: в сказке "Три поросёнка" загадан эпизод, когда Волк пытается проникнуть в дом Нуф-Нуфа, переодевшись овцой. Возможные вопросы:
Анализ поступков, целей и характеров героевЛюбое событие в жизни или сказке имеет свои последствия и результаты. Это то, что мы называем причинно-следственными связями. На примере раскадровки сюжета эти связи становятся очевидными. Причиной того или иного действия героя является цель. А цель - показатель характера. Таким образом, анализируя причинно-следственные связи между событиями в сказке, мы неизбежно выходим на анализ характеров героев. Рекомендуется делать это в следующей последовательности:
Раскадровка позволяет последовательно проанализировать все действия и цели героев сказки в их логичной последовательности. И выяснить, что у одного и того же героя проявляются порой не только различные, но и прямо противоположные черты характера. И судить о нём можно только после того, как проанализируешь действия и поступки до конца. И результатом такого анализа может стать вывод, что счастливый конец в сказках иногда бывает не потому, что герой умный, сильный и у него есть какие-либо преимущества. А просто оттого, что он симпатичен автору или читателю. Примером тому служит Красная Шапочка и некоторые другие герои. Следует проследить по каждому кадру - что делает каждый герой и как это его характеризует. Что герой делает и почему? Если он так поступает, то значит, он какой? Какая черта характера тут проявилась? Это хорошо или плохо? Перечислить все характеристики. Определить, какая черта проявляется больше всего? Дополнительные тренинги
Составление пословиц на основе причинно-следственных связей, в которых заключается мораль сказкиПословицы являются отражением морали сказки, которую автор хотел донести до читателей.
Пословицы составляются по трем основным опорам:
На первых порах, чтобы помочь детям освоить модель построения причинно-следственных связей, нужно соединить два кадра в сюжетной линии: на первом герой совершает определенные действия и в них проявляются черты характера, на втором - последствия, к которым действия этого героя привели и с чем он остался. Например, возьмем кадры из сказки "Три поросенка", где Наф-Наф строил кирпичный дом, и где этот же поросенок впускает к себе своих братьев. Вопрос к детям: "Что сделал Наф-Наф, какая черта характера тут проявилась?". Дети: "Поросенок построил кирпичный дом, он трудолюбивый, старательный, предусмотрительный. Спасает своих братьев от гибели". Воспитатель: "Какой вывод можно сделать?". Дети: "Кто предусмотрительным бывает, тот и братьев из беды выручает". Примеры пословиц, заключающих в себе мораль русской народной сказки "Волк и семеро козлят":
Важно знать не одну, изначально заложенную мораль, а уметь самостоятельно её формулировать из каждой отдельно взятой ситуации. И в результате дети увидят, что не каждый положительный герой до конца безупречен, а в ситуации, когда кто-то проиграл, кто-то обязательно выигрывает. Выбор методик анализа сюжета сказки зависит от поставленной дидактической задачи.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И МЕТОДОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ РАССМОТРЕННЫХ АВТОРСКИХ МЕТОДИК (ТРЕНИНГ)Последовательность организации тренинга
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУПросмотр различных форм организации работы с детьми (занятий, системы развивающих тренингов) с применением изученных авторских технологий в разных возрастных группах. По каждой возрастной группе заполнить карту наблюдения. Карта анализа занятияГруппа_________________
Рекомендации и вопросы к педагогу: _____________________________________
Второй этап "Творческие задачи"ВИДЫ ЗАДАЧ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПонятие творческой задачиТворческая задача как конкретизация проблемной ситуации. Различие учебной и реальной творческой задачи. Обоснование необходимости обучения анализу реальных творческих задач (см. комментарий Н.Хоменко к работе А.Гина "О творческих задачах" http://www.trizminsk.org/e/234001-0.htm) Различные подходы к классификации и анализу творческих задачКлассификация задач по способу решения (используемая в ТРИЗ):[см. Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. Поиск новых идей: от озарения к технологии. -Кишинев, 1989 г. с.98-117]
Классификация учебных задач по ключевому вопросу:(А. Гин. О творческих задачах. http://www.trizminsk.org/e/234001.htm)
Классификация задач по содержанию:
Базовые модели для анализа творческих задач:
"ДА-НЕТ" КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ПО ОСВОЕНИЮ КОМПЛЕКСА НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАДАЧАМИ(Список материалов об использовании универсальной игры "ДА-НЕТ" http://www.trizminsk.org/e/260020.htm) Задача "Да-Нет" содержит описание ситуации, представленное в абстрактном виде. Задача решающего - конкретизировать ситуацию, задавая ведущему вопросы в такой форме, чтобы на них можно было ответить "Да", "Нет", "Нет информации", "Не существенно". Тренинг по решению ситуационных задач "Да-Нет". Примечание: тренинг проводится со слушателями с целью введения их в практику сужения поля поиска в ситуации с недостатком данных (Н. Амелина. Стенограммы игр "Да-Нет" со школьниками. http://www.trizminsk.org/e/2313.htm, Н. Чижевская. Детское мышление - тризовское и нетризовское. http://www.trizminsk.org/e/prs/233020.htm) Рекомендации по проведению практического тренинга по решению задач "Да-Нет"
Вывод 1. Перебор возможных вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь некие области.
Вывод 2. Если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.
Вывод 3. В процессе отгадывания ситуация "обрастает" лишней информацией, которую строит наше сознание. Важно уметь отслеживать этот процесс. (Подробнее о методике работы с задачами "Да-Нет" с целью введения в теорию решения изобретательских задач см. Н.Хоменко. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm) Анализ программных задач по развитию мышления дошкольников. Примечание (в помощь методисту): работа организуется в группах. Слушателям предлагается проанализировать содержание типовой программы воспитания и обучения в детском саду и выявить задачи по развитию мышления и речи для одной из возрастных групп (младшая, средняя, старшая, подготовительная). Затем полученный материал сравнивается с задачами развития творческого воображения, мышления и речи дошкольников (см. сб. Творческие задания "Золотого Ключика" http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm) Выявление навыков мышления, формируемых с помощью задач "Да-Нет". "ДА-НЕТ" КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО СУЖЕНИЯ ПОЛЯ ПОИСКАТипы задач "Да-Нет"(Н.Хоменко. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm#4):
Типы задач "Да-Нет", используемые в дошкольной практикеДанные выше классификации построены на основе принципа сужения поля поиска. В дошкольной практике встречаются классификации задач "Да-Нет", построенные на иных основаниях. Классификация строится педагогом в зависимости от поставленных задач.
Место каждого вида задач в дидактическом процессе в детском саду. Выбор алгоритма сужения поля поиска при решении задачи "Да-Нет" в зависимости от поставленных образовательных задач. Готовый алгоритм, оформленный в виде схемы или закреплённый в памяти, имеет смысл в том случае, если педагог ставит задачу освоения детьми определённой последовательности вопросов. Например, с целью освоения биологической классификации. Если же ставится задача формирования умения самостоятельно сужать поле поиска, задавая "сильные" вопросы, то использование готовой схемы нецелесообразно. Игры и тренинги на классификацию объектов материального мира как подготовительный этап в работе с задачами "Да-Нет":
Тренинг по проектированию и решению каждого вида задач "Да-Нет", созданных для использования в работе с дошкольниками (см. А.Корзун, Н.Тятюшкина. Развивающие игры на основе линейной задачи "Да-Нет". http://www.trizminsk.org/e/260014.htm, А. Корзун. Как помочь ребёнку стать успешным в учении. http://www.trizminsk.org/e/prs/232027.htm). ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ПРОГНОЗНОГО ХАРАКТЕРА. НАВЫКИ МЫШЛЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭТИМИ ЗАДАЧАМИПонятие исследовательской задачи. Понятие прогнозной задачи. ЗРТС (законы развития технических систем) как основа прогнозирования развития объектов рукотворного мира.
Инструментарий решения прогнозных задач: системный оператор, эвроритм. Многоэкранная схема сильного мышления (системный оператор)Многоэкранная схема сильного мышления может использоваться для систематизации представлений, а также решения исследовательских задач и прогнозирования развития природных и рукотворных объектов. Систематизация представленийПонятие системного мышления. Системный оператор как модель сильного мышлени
Использование модели "Системный оператор" для систематизации знаний о материальных объектах в работе с детьми дошкольного возраста (А. Корзун. Весёлая дидактика, гл. Системное мышление. http://www.trizminsk.org/d/ves05.zip). "Системный и групповой лифт". Игры и тренинги по формированию основ системного мышления:
Прогнозная задачаПрогноз развития природного объекта осуществляется на основе биологических законов развития и систематизации знаний детей о данном объекте. Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития природного объекта
Прогнозирование развития рукотворных объектов осуществляется путем решения следующих задач:
Примечание: при построении прогноза развития рукотворного объекта следует учитывать три последовательные стадии его изменения:
Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта
Примечание: элементарный прогноз развития рукотворного объекта возможен уже на этапе формулирования ИКР (идеального конечного результата) для разрешения того противоречия, которое будет выявлено на шаге №8. В то же время это противоречие в иной ситуации может быть использовано как основа изобретательской задачи. Выявление навыков мышления, формируемых в работе с этой моделью. Исследовательская задачаИсследование причин явления или процессов изменений объекта осуществляется через их анализ с помощью системного оператора (по алгоритму систематизации знания об объекте). Во многих случаях решить исследовательскую задачу - значит, выявить в линии развития объекта момент, когда наступили те изменения, которые мы исследуем. Изменения могут рассматриваться на уровне изменения значений признака объекта: "было одно значение признака - стало иное". Например: был валун целый, стал - расколотый на две части (изменение значения признака "целостность"). Была листва зелёная, стала жёлтая (изменение значения признака "цвет"). Примеры исследовательских задач для дошкольников:
В некоторых случаях, чтобы понять "природу" явления, используется моделирование по Методу Маленьких Человечков (ММЧ). ММЧ как инструмент решения исследовательских задач в дошкольном возрасте.
Игры и тренинги по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на основе ММЧ (Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы. http://www.trizminsk.org/e/prs/232024.htm) Приём "обращение" как инструмент перевода исследовательской задачи в изобретательскую (см. ниже) Чтобы решать исследовательскую задачу с помощью алгоритма анализа изобретательской задачи, следует переформулировать вопрос "Отчего так получилось?" в вопрос "Как сделать, чтобы так получилось?" Эвроритм как инструмент прогнозирования развития объектов рукотворного мира(см. П.Р. Амнуэль. РТВ - это очень просто. http://www.trizminsk.org/e/rtv/2462003.htm,
"Эвроритм" или "этажное конструирование" - известная модель, разработанная писателем-фантастом Г. Альтовым (Г.С. Альтшуллером) для создания фантастических идей в НФЛ. Классический вариант эвроритма включает четыре шага, которые соответствуют законам развития систем, и используются для генерации фантастических идей .
С.С.Литвин в работе "Развитие творческого воображения", опираясь на базовые мыслительные приемы, разработанные Г.С. Альтшуллером, разработал модификацию этой модели сначала с 9, а затем в 11 мыслительных операций, основанных на системных переходах.
Педагоги ДОУ № 277 "Золотой Ключик" г. Самара (Россия) адаптировали одиннадцатиэтажный алгоритм для работы с детьми дошкольного возраста, объединив осуществление мыслительных операций на основе системных переходов с приёмами РТВ (морфологическим анализом, методом фокальных объектов и др.), а в старшем возрасте и с элементами вепольного анализа http://www.trizminsk.org/e/26008_1.htm#3 В дошкольной практике сегодня используется несколько различных адаптивных вариантов эвроритма. Главная идея - построение прогноза развития технической системы. Это линия жизни и эволюции не конкретного объекта, а самой идеи ТС. Примерная последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта на основе модели "Эвроритм"
Выявление навыков мышления, формируемых в работе с моделью. ЗАДАЧИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. НАВЫКИ МЫШЛЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО ЭТАПАИзобретательские задачи как задачи, не имеющие известных решений. Признаки изобретательской задачи:
Проблемная ситуация, её системный анализ, формулировка задачи. Тренинг по решению творческих задач. Примечание: тренинг по решению творческих задач с педагогами проводится до ознакомления с теоретическими основами процесса решения творческой задачи, на полуактивном уровне. В качестве предыдущего опыта следует напомнить технологию анализа педагогических проблем, изученную на первом этапе обучения. Картотеки творческих задач для тренинга:(в помощь методисту)
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ[Примеры разбора творческих задач с детьми дошкольного возраста см. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003 http://www.trizminsk.org/e/260023.htm#021, а также в приложении №4](Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Формирование основ диалектического мышления. Основные этапы решения творческих задач. http://www.trizminsk.org/e/260023#02.htm) Основные шаги алгоритма
Выявление навыков мышления, формируемых в работе с моделью. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ. ТРЕНИНГ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХПротиворечие - это ситуация, когда к одному элементу предъявляются два несовместимые требования. Модели противоречий
Модель может быть описана по шаблону: Если -->, то (+), но (-)
И наоборот:
Пример: в задаче о медведе, разоряющем улья (см. приложение №4) противоречие элемента описано в шаге №5.
Объединяя позитивные значения двух разных признаков, получаем ту задачу, которую следует решать:
В данном примере: требуется найти что-то, что позволит деду прогнать медведя, не подвергаясь угрозе нападения с его стороны.
Данная модель противоречия описывается по шаблону: … должно быть -->, чтоб (+) и должно быть <--, чтоб (не-).
Примеры: в задаче о медведе, разоряющем улья (противоречие значений признака описано в приложении №4 на шаге №12, а также во всех задачах, описанных в приложении №5)
Примечание 1: в адаптированном алгоритме, предложенном Т.Сидорчук и Н.Хоменко (http://www.trizminsk.org/e/260023.htm#02) , предполагается формулирование модели задачи в виде противоречия признака. Однако при решении задачи в диалоге, в ответ на предложенное детьми слабое решение воспитатель побуждает их это решение оценить. В этом случае проявляется противоречие элемента: "Если сделать так, то получим полезное значение признака 1, но появится вредное значение признака 2". В относительно простом случае можно перейти от такой формулировки к противоречию признака, используя условие, сформулированное после слова "если".
Примечание 2: описанные выше модели противоречий не являются исчерпывающим комплексом противоречий в ОТСМ-ТРИЗ. В данной программе приведен тот минимальный набор, который используется в рамках дошкольного образования. Разрешить противоречие - значит, найти такие конкретные условия, в которых противоположные требования смогут сочетаться. В дошкольном возрасте стоит задача научить замечать противоположные значения признаков, находить их сочетание в объекте, использовать умение оперировать противоречием в решении задач. Тренинг по выявлению и формулировке противоречий в творческих задачах. Примечание (в помощь методисту): для тренинга используются задачи с контрольными решениями из приведённых выше картотек. Слушателям предлагается условие задачи. Необходимо сформулировать противоречие по той или иной модели. В случае, если сформулировано противоречие элемента, можно озвучить контрольный ответ и предложить определить, к значениям какого признака была предъявлена претензия, а затем сформулировать противоречие значений признака. СПОСОБЫ СОЧЕТАНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В ПРОТИВОРЕЧИВЫХ СИТУАЦИЯХСочетание противоположностей в противоречии элемента осуществляется:
Основные способы сочетания противоположностей в противоречии значения признака:[Полный перечень см. в кн. Г.С. Альтшуллер. Найти идею. -Петрозаводск, 2003, с. 206-207]
Тренинг по определению способа сочетания противоположностей в противоречиях значения признака. Примечание (в помощь методисту): тренинг проводится на основе любых изобретательских задач с контрольными ответами из готовых картотек. Слушателям представляется условие задачи и предлагается найти способ разрешения противоречия. Полезно не останавливаться на первом же решении, а попытаться найти различные решения на основе разных способов. После того, как варианты слушателей исчерпаны, представляется контрольное решение, в котором слушатели должны определить способ решения. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С ПРОТИВОРЕЧИЕМФормирование у детей дошкольного возраста чувствительности к противоречиям:
Игры и тренинги на формирование навыков оперирования противоречиями (М.А.Жмырева, Т.А.Сидорчук. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-7 лет работе с противоречием http://www.trizminsk.org/e/prs/232019.htm, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Формирование основ диалектического мышления http://www.trizminsk.org/e/260023.htm#01, А.А.Нестеренко. Счастливого плавания в мире противоречий http://www.trizminsk.org/e/2311.htm) СИНТЕЗ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НЕОБХОДИМОГО СОДЕРЖАНИЯПреобразование сказочных ситуаций в изобретательские задачи. Примечание (в помощь методисту):
Тренинг по синтезу творческих задач. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУПрактикум по теме "Проведение занятий для детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ и РТВ". По каждой возрастной группе заполнить карту наблюдения. Карта анализа занятияГруппа_________________ Дата___________________ Ф.И.О. воспитателя_______________________________________ Тема занятия_____________________________________________ Программные задачи_______________________________________ _________________________________________________________
Рекомендации и вопросы к педагогу: ______________________________________
Третий этап: "Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада, системно работающей по ОТСМ-ТРИЗ-технологии"БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ ОТСМ-ТРИЗ КАК ОСНОВА СОЧИНЕНИЯ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯСказочная технология как одно из направлений в ОТСМ-ТРИЗ-педагогикеОсновные направления в использовании сказочных технологий
В большинстве случаев каждое из направлений решает комплекс образовательных задач. Общая цель использования сказочных технологий - формирование навыков работы с творческой задачей. Обзор материалов по работе со сказкой http://www.trizminsk.org/e/260021.htm Обучение сочинению сюжетов сказочного содержания как одна из задач развития речи дошкольников(Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. "Технологии развития связной речи дошкольников" http://www.trizminsk.org/e/260025.htm)
Тренинг по синтезу сюжетов сказочного содержания. Примечание 1 (в помощь методисту):
Примечание 2: после изложения теоретического содержания со слушателями организуется подгрупповая работа, в которой каждая подгруппа составляет сказочный сюжет по одному из алгоритмов. После того, как подгруппа презентует свой сюжет, проводится рефлексия - участники выявляют те моменты в работе, которые вызвали особое затруднение, объясняют причины затруднений. Сказочный сюжет как источник творческих задач. Тренинг по синтезу сказочных задач на основе готовых сюжетов сказок [Дёмушкина Т.А. "О проблеме синтеза и решения творческих задач на основе сюжетов сказок с детьми дошкольного возраста" http://www.trizminsk.org/e/2350003_2.htm, Нестеренко А.А. "Элементарные" сюжеты сказок" http://www.trizminsk.org/e/prs/233023.htm]. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕНИНГОВ НА ОСНОВЕ ПРИЁМОВ РТВ И БАЗОВЫХ МОДЕЛЕЙ ОТСМ-ТРИЗТворчество дошкольника заключается в преобразовании свойств (признаков и их значений) объектов материального мира, для чего необходимо сначала научиться познавать эти свойства. Следовательно, проектируя игры и тренинги можно опираться:
Общие правила проектирования элементарного тренинга
Примечание: учитывая особенности детского мышления и восприятия, игры и тренинги лучше организовывать с чувственным подкреплением (картинками, игрушками, действиями и т.д.)
Направления изменения значения признака:
Преобразования, приводящие к изменению значений признака:
Рекомендации методисту:Слушатели в малых творческих группах разрабатывают систему тренингов на основе одной из моделей и в рамках чётко обозначенного традиционного программного содержания. Например: тренинги на основе морфологического анализа по разделу "Формирование элементарных математических представлений".
Перечень моделей для работы в группах:
Пример построения развивающих тренингов на основе многоэкранной схемы сильного мышления.Используемый материал - предметные картинки.
ОСНОВЫ ТРТЛ (ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ)Качества творческой личности (КТЛ)
Критерии оценки Достойности Цели
Основы ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности)[Автор программы использует в данном разделе просмотр и обсуждение к/ф "Игра" Петрозаводского телевидения о жизни Г.С. Альтшуллера и истории создания ТРИЗ.]Книги по ТРТЛ:
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (В СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ САДУ)"Детство творческой личности"Стратегия:
Тактика:
ДЕТСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕИсследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках раздела программы "Ознакомление с явлениями неживой природы" с помощью экспериментирования (элементарных опытов). Это даёт начальные представления по природоведению, физике, химии, астрономии и т.д. Основные правила организации исследовательской деятельности:
Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме:
Примерная схема описания:
Исследовательская деятельность осуществляется вне занятий как долгосрочный (в рамках дошкольного учреждения - не менее недели) проект. Тренинг по организации исследовательского проекта (на материале в рамках дошкольной программы). Дополнительная литература (в помощь методисту):
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУСодержание наблюдений
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ (КРУГЛЫЙ СТОЛ)Использование ТРИЗ-РТВ-технологии в дидактическом процессе ДОУ не требует обязательной формы планирования. В ходе "Круглого стола" предполагается обмен опытом в этом вопросе. Рекомендации по проведению "Круглого стола".
ПРАКТИКУМ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ (ПЛАНИРОВАНИЕ)Составление плана работы на определённый период (на месяц, квартал и т.д.) для отдельной возрастной группы в малых творческих группах. Обмен результатами. МИНИКОНФЕРЕНЦИЯ "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Форма проведения конференция - на выбор организатора. |
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение №1. Творческие работы учащихся по составлению метафор и рифмованных загадок метафорического характераМетафорыМатовые жемчужины неба с грохотом сыпались на железную крышу. (Град) Живой вертолётик голубого простора промчался над водой и завис у жёлтой кувшинки. (Стрекоза) В её руках луговые солнышки вплетались в безграничье голубой дали. (Венок из ромашек и незабудок) Терпкая туманность раннего утра расплывалась над её чашкой. (Пар над чашкой утреннего чая) Мы осторожно поставили в вазу запах полей. (Букет полевых цветов) Свет вселенной каждый вечер вливается в моё окно. (Луна) Звёзд совсем не было видно за чёрной пушистостью неба.
Вдалеке показался рой пчёл, собирающих золотой запах лугов. (Пчёлы, собирающие нектар) С раннего утора со двора доносится звон работы. (Пила) Подул ветерок, и посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки, развешенные облаками. (Капли дождя) Беспокойность ночи высматривала себе добычу во тьме, время от времени нарушая лесное спокойствие грустными вздохами. (Сова) Стоя на откосе, мы наблюдали за пожаром небес, который всё больше и больше расползался над морем. (Закат солнца) Чернота дорог узкой лентой стелилась под колёса автомобиля. (Асфальт) На блюдце лежал нежно-жёлтый ломтик молочной вкусности. (Ломтик сыра). Огни дня рождения утонули в сладкой пене. (Именинные свечи на торте со взбитыми сливками). Утренние звёзды отражались на водной глади сквозь дымчатый шлейф убежавшей ночи. (Туман над лесным озером). Одиночество скал с душераздирающим криком пронеслось над нашим кораблём. (Чайка) Холодная синева небес осторожно проглядывала сквозь прошлогоднюю траву. (Подснежники) Игольчатая хрупкость неслышно опустилась на протянутую ладонь (Снежинка) Искрящийся бисер поднебесья рассыпался по прошлогодней листве (Весенний дождик) Стихи и загадки.***
***
***
***
***
***
Приложение №2. Творческие работы учащихся по составлению рифмовок***
***
***
***
***
***
***
***
***
Приложение №3. Примеры задач Да-Нет (из коллективной картотеки учащихся МГПК №2 им. М. Танка)
Приложение № 4. Протокол решения творческой задачи с детьми старшего дошкольного возрастаДата проведения - 15.04.2002
Примечание: данный протокол иллюстрирует решение по конкретно выбранному ресурсу. Дети могли предложить другой ресурс. И решение тогда было бы другим. Решая подобные задачи, следует отстраиваться от стремления выйти именно на контрольный ответ. Иногда решение, предложенное детьми, хотя и не совпадает с контрольным, но оказывается лучше и оригинальнее по всем характеристикам. Творческие задачи бывают разного уровня сложности. Иногда они решаются только с помощью грамотно сформулированного ИКР, тогда ресурсы становятся просто очевидными. Однако бывают ситуации, когда противоречие появляется в ресурсе: ресурс должен быть с одним свойством, чтобы решилась проблема, и должен быть с противоположным свойством, чтобы выполнить какие-либо иные условия. Приложение № 5. Примеры, иллюстрирующие приёмы сочетания противоположностей в противоречиях признакаСОЧЕТАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ (ОДНА ЧАСТЬ "ТАКАЯ", ДРУГАЯ ЧАСТЬ "ИНАЯ")Задача 1. О трамвайном талончике[Г.Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М., Просвещение, 1994 г. С.87]Для проезда в автобусе или трамвае проездной талон компостируется, т.е. в нём пробиваются отверстия. При этом выбитые из билета бумажные кружочки засоряют салон транспортного средства. Как быть? Противоречие: нужно вырезать кружочки в талоне, чтобы сделать отметку о проезде, и в то же время нельзя вырезать кружочки из билета, чтобы они не выпали из него и не засорили салон. Режущий инструмент должен быть острым, что прорезать отверстие и должен быть тупым, чтоб кружочки не выпадали. Разрешение: часть инструмента острая, часть - тупая. Ответ: При компостировании билета отверстия прорезаются не полностью. Оставшаяся неразрезанной часть бумаги удерживает кружок от выпадания. Задача 2. Костюм гнома[А.Нестеренко. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы. Урок 18. http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm]Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть? Противоречие: одежда должна быть тёмной, чтобы быть заметным в солнечную погоду на фоне светлого полотна паруса, и она не должна быть тёмной, а должна быть светлой (белой), чтобы Васю заметили в пасмурную погоду на фоне хмурого неба, затянутого тучами… Разрешение: часть одежды - светлая, часть - темная. Ответ: Вася мог надеть чёрные штанишки и белую рубашку, тельняшку (она и белая и чёрная), костюм в полоску или клетку, комбинированную рубаху (половина белая, половина чёрная) и т.д. ВО ВРЕМЕНИ (СНАЧАЛА "ТАК", ПОТОМ "ИНАЧЕ")Задача 3. "Дождь не помеха"[Г.Альтов И тут появился изобретатель. - М., 2000 г. С. 91.]В порту грузили корабль. Мощный кран опускал поддоны с мешками в открытый проём судового трюма. Шёл сильный дождь, и вода попадала в трюм.
Противоречие: крыша должна быть, чтобы в трюм не попадала вода, и крыши не должно быть, чтобы грузы опускались в трюм беспрепятственно. Разрешение: когда груз опускается в трюм - крыши нет, в остальное время - есть. Крыша САМА убирается в момент прохождения груза. Ответ: крыша состоит из двух створок, изготовленных из плотной резины. Под механическим давлением створки раскрываются и пропускают груз. В свободном же состоянии плотно смыкаются. Задача 4. Александрийский маяк[Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. - Новосибирск,1992,с.45.]Александрийский маяк на берегу Средиземного моря - одно из семи чудес света древнего мира. Историки до сих пор спорят о том, какова была его высота - 56, 100 или 550 метров? Когда строительство маяка шло к завершению, строителя маяка вызвал император и приказал высечь на камне его, императора, имя. Не повиноваться правителю нельзя, за это можно поплатиться жизнью. Однако и увековечить имя императора на своем творении - несправедливо, обидно. Нам известно имя строителя: Состратос из Кинда, сын Дексифона. Как, по-вашему, удалось ему решить эту задачу? Противоречие: строитель маяка должен высечь на камне имя императора, чтобы остаться в живых. И не высекать имени императора, а увековечить своё имя, чтобы люди знали правду об авторе творения.
Разрешение: сначала видно имя императора, а потом появляется имя строителя. Имя строителя САМО проявляется со временем, а имя императора САМО исчезает. Ответ: строитель высек своё имя на камне, а сверху нанёс слой извести, на котором начертал имя императора. Со временем известь осыпалась, и люди увидели истинное имя создателя одного из чудес света. В ПОДСИСТЕМЕ, В Т.Ч. НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ (ВЕСЬ ОБЪЕКТ "ТАКОЙ", А КАЖДАЯ ЕГО ЧАСТЬ - "ДРУГАЯ")Задача 5. О двух стилях в архитектуре[Ю.П. Саламатов. "Как стать изобретателем"- М.,1990, стр.28.]Проектируя здание правительства в Кувейте, финский архитектор Р.Пиэтиле захотел "выразить финскую душу в этой земле". Но финская архитектура - прямые линии, резкие углы - никак не сочеталась с типичным арабским стилем - плавным, закругленным, извилистым... Как быть? Противоречие: силуэт здания должен быть прямым и с резкими углами, что соответствует задумке автора, и он должен быть не прямым и угловатым, а плавным и закруглённым, что соответствует общему стилю архитектуры города. Разрешение: каждая часть здания - прямолинейная, угловатая, а целое - имеет плавные, закругленные контуры. Ответ: кровля здания выполнена в виде множества мелких уступов. Каждый из которых прямолинеен и угловат. Все вместе (т.е. всё здание целиком) они создают оптическую иллюзию плавности и закруглённости. В НАДСИСТЕМЕ (САМ ПО СЕБЕ ОБЪЕКТ "ТАКОЙ", А ВМЕСТЕ С ЧЕМ-ТО "ДРУГОЙ")Задача 6. "О гласе головы великана"[Ю.П. Саламатов. Как стать изобретателем. М.,1990, стр. 88.]"Но вот раздался голос шумный"... сказано в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" о голосе Головы. В одноименной опере М.Глинки тоже надо было показать этот "шумный" голос. Как быть? Противоречие: в дуэте Руслана и Головы голос Головы должен звучать громче, чем Руслана, потому что так задумано автором сюжета. И голос Головы не должен (не может) звучать громче, чем Руслана, потому что по законам оперного пения каждый исполнитель должен петь с максимальной громкостью. Заметим, что использовать микрофоны по канонам классической опере нельзя. Да тогда их и не было. Разрешение: сам голос обычный, вместе с чем-то - громкий, сильный. Ответ: партию Головы исполняет хор, поющий в унисон (одноголосием). Каждый голос сам по себе обычный, а вместе это создаёт иллюзию одного насыщенного сильного голоса. Задача 7. О стеклянных пластинках[Г.Альтов. И тут появился Изобретатель. М., 2000. стр.29]Завод получил заказ на изготовление большой партии овальных стеклянных пластин толщиной в 1 миллиметр. Нарезали прямоугольные заготовки, оставалось сгладить их края так, чтобы получились овалы. Но при обработке на шлифовальном станке тонкие пластины часто ломались. Сделать пластины потолще нельзя - заказаны именно тонкие пластины. Как быть? Противоречие: пластинка должна быть хрупкой, потому что таковы свойства стекла заданной толщины, и она должна быть прочной, чтобы не ломалась при воздействии инструментов. Разрешение: одна пластинка - хрупкая, вместе - прочные. Ответ: стеклянные пластинки складывают стопкой и обрабатывают вместе. ПЕРЕХОДОМ К АНТИСИСТЕМЕ (АС) ИЛИ СОЧЕТАНИЕМ С АСЗадача 8. О неуклюжем танцоре[Из картотеки автора]В театральном вузе готовились к сдаче экзамена по танцу. Среди студентов был один, успевающий по всем предметам, кроме хореографии. Виной всему был природная неуклюжесть. Хореограф обещал помочь в "построении" танца с учётом этой особенности. Юноша получил "отлично". Как этого удалось добиться? Противоречие: юноша должен двигаться неуклюже, потому что это его природная особенность. И он должен показать артистизм и владение собственным телом в танце, чтобы получить хороший балл. Разрешение: меняем требование к танцу на противоположное. Юноша неуклюжий, но для такого танца - он артистичный. Ответ: юноша исполнял роль неловкого и застенчивого деревенского парня в хореографической зарисовке. Его природная неуклюжесть была воспринята комиссией как интересное актёрское решение, перевоплощение. "Вред" был обращён в "пользу". Задача 9. О настольной лампеНастольная лампа предназначена для освещения поверхности стола, когда за ним работают. Но яркий свет может мешать другим людям, находящимся в этой же комнате. Как быть? Противоречие: лампочка должна гореть ярко, чтобы хорошо освещать поверхность стола. И лампочка не должна быть яркой, чтобы её свет не мешал другим людям, находящимся в комнате. Разрешение: сама лампочка яркая, вместе с антисистемой - неяркая. Ответ: Если лампочка - система, функция излучать свет, то её надо объединить с АС - абажуром, функция которого - препятствовать излучению света. Свет локализуется только на поверхности стола. ФАЗОВЫЙ ПЕРЕХОД (ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ)Задача 10. О приготовлении десертаМногие любят есть на десерт фруктовое желе. Красиво выглядят многослойные варианты этого блюда. Но как приготовит желе из сиропа разного цвета, чтобы слои не смешивались? Противоречие: сироп с желатином должен быть жидким, чтобы его залить в формочку, и он не должен быть жидким, чтобы не смешиваться с другими порциями цветного сиропа. Разрешение: в момент приготовления сиропа он жидкий, но в момент заливки новой порции - твёрдый (в данном случае разрешение во времени "сопутствует" фазовому переходу). Ответ: изменение агрегатного состояния. Форму с порцией сиропа помещают в холодильник. Новую порцию заливают на застывший слой. Приложение № 6. Описание элементарного исследовательского проекта на тему "Тонет - не тонет" (средняя группа)[Из практики учащихся МГПК №2 г.Минска]1. Описание ситуации
2. Гипотеза 1
3. Эксперимент 1
В эксперименте использовались деревянные предметы и таз с водой. Если от предмета не зависит его способность удерживаться на плаву, то это может зависеть от ёмкости с водой. 4. Гипотеза 2
5. Эксперимент 2
6. Вывод
7. Что осталось невыясненным?
Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста... [1 902 kb] |
вверх |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 20 Apr 2004 |